ДЖАЗОВАЯ ГИТАРНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ГАРМОНИИ

Искусство джаза – в частности джазовая импровизация на гитаре – базируется на основе из нескольких составляющих. Это: гармония и гармонические структуры, мелодика, ритм, и, естественно, рациональная техника исполнения на джазовой или электрогитаре.
Основой в джазовой импровизации применительно к гитаре является, конечно, аккомпанемент. В процессе изучения джазовой гармонии на гитаре: аккордов и их последовательностей, правил их сопоставления, а также основных вариантов аккордовых замен – Вы узнаете также о тонкостях гармонического мастерства на гитаре. О многих способах аккордового расширения, о том, как можно наиболее выразительно сыграть басовую линию, о различных способах "удержания" верхних голосов, а также о том, как гармония в сочетании с различными ритмами способна влиять на силу и глубину восприятия.

Работы наших Учеников

 

1-й и важный шаг для любого практикующего джазового гитариста – это создание определенного набора гармонических оборотов – "шаблонов" (см. нотные примеры ниже). При составлении подобного набора (у каждого гитариста он, как правило, индивидуален), необходимо разобраться в логике применения данных шаблонов на практике спонтанно, а также в найти способы быстро, в процессе импровизации, эти обороты изменять. Здесь важно, не углубляясь особо в теоретические изыски, увидеть всю гармоническую систему как бы "начерно", целиком.
Ниже приведены варианты гармонических последовательностей с учетом их исполнения в различных вариантах джазовых составов.
  Исходный, полнозвучный вариант расположения аккордов. Для составов, где гитара одна создает гармоническую вертикаль.
     
  Самый облегченный вариант (только терция и септима). Используется для гитарного аккомпанемента в ансамблях с большим составом.
     
  Вариант гитарного джазового аккомпанемента в малых составах. Функциональность хорошо слышна, без перегруженной фактуры.
     
  Вариант с изменением верхнего голоса. Основа аккордов та же. Часто применяется в аккордовых импровизациях либо для создания ярких гармонических "пятен".
Данные шаблоны имеют вариант исполнения как с басовым звуком (зд. – пустой кружок), так и без него. Поскольку обычно басовая линия ведется контрабасом, фортепиано, или бас-гитарой, то исполнять ее на гитаре часто бывает бессмысленно.
Не стоит также забывать о таком важном элементе, как развитие слуха. Ведь гитара, подобно фортепиано, способна передавать многоголосную, часто полифоническую, джазовую фактуру, не теряя при этом своей мелодичности.
-2-
-3-
 

29.04.2010

Автор: Михайлов Михаил Георгиевич
www.guitarlessons.ru