ДЖАЗОВАЯ ГИТАРНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ

ПРОСТО О СЛОЖНОМ

Часто приходится слышать вопросы: "Что такое – джазовая импровизация на гитаре?, "Существуют ли способы реально научиться свободно мыслить и выражаться в музыке", а также "Как наиболее эффективно выстроить свои уроки игры на гитаре, чтобы достичь максимального эффекта?"
Несмотря на то, что искусство, в частности гитарная джазовая импровизация, имеет источником вдохновение и базируется на сиюминутном выражении мгновенно возникающих и исчезающих ощущений, его возможно изучить и оно обладает четко выраженной и логично организованной структурой.
Обычно, начиная серьезно изучать джаз на гитаре, мы пытаемся понять изначально те фундаментальные принципы, без которых джаз не был бы искусством, которое привлекает тысячи и тысячи не только профессиональных музыкантов, но и любителей и почитателей джаза.
Попробуем сравнить занятия джазом на гитаре со, скажем, изучением английского языка. Если человек, выражаясь с детства на родном языке, как правило не задумывается ни о грамматической, ни о фонетической (или любой другой структуре) русского языка, то, начиная изучать английский язык, ему приходится знакомиться с такими явлениями, как лексика, грамматика, словообразование, мелодика и интонация, правила написания отдельных слов и целых предложений, а также многое другое, чтобы более или менее грамотно начать выражать свои мысли на английском языке.
Как ни удивительно для многих покажется, но музыка, а особенно искусство импровизации всегда являлось и является именно языком, с помощью которого музыкант выражает свои чувства, переживания, мысли…
Конечно, с точки зрения обычного человека язык этот не совсем похож на язык в стандартном его понимании. Но язык этот понятен без перевода людям во всем мире. Для его письменной фиксации повсеместно используется одна и та же форма нотной или табулатурной записи. Язык этот имеет свою собственную историю становления и развития – и он продолжает, как и любой язык, претерпевать изменения вплоть до настоящего времени.
Если вспомнить историю развития музыкальных и гармонических форм в музыке классической, то нельзя не заметить огромное сходство между классической музыкой 16-18 веков и джазом настоящего времени.
Все мы помним, что в период своего расцвета классика носила именно импровизационный характер, прописывались лишь основные партии. Каденции не записывались практически никогда (вспомним фортепианные концерты Моцарта) – они импровизировались исполнителем. Не говоря о свободе добавления различных мелизмов, вспомогательных звуков к мелодической линии основной партии. Лишь во времена Романтизма возникла и укрепилась традиция выписывать каденции в нотах (возможно, это было связано с возрастающим значением композиторского эгоизма).
Итак, джазовая импровизация является языком чувств и эмоций. Возможно, не совсем привычным в традиционном понимании этого слова, но, тем не менее, языком. Языком со своими правилами построения логически завершенных конструкций, их последовательностей и чередований, а также обладающим четкой формой своего конечного выражения. Попробуем разобраться, из каких конкретно элементов строится джазовая импровизация на гитаре.
-1-
-2-
-3-
 

29.04.2010

Автор: Михайлов Михаил Георгиевич
www.guitarlessons.ru

тел.8-919-774-54-02