НОТЫ ИЛИ ТАБУЛАТУРЫ НА ГИТАРЕ?
ВЕЧНАЯ ДИЛЕММА ГИТАРИСТА
Один из самых часто задаваемых гитаристами вопросов: "Как лучше всего играть на гитаре: по табулатурам или по нотам?" Каждая из этих двух систем имеет как "плюсы", так и "минусы". Поэтому однозначно ответить на вопрос: как же лучше играть на гитаре в пользу одной или другой системы – часто бывает затруднительно.
От лютни к гитаре.
Табулатуры. Если рассматривать процесс эволюции музыкальной записи с точки зрения исторических процессов, способ записи музыки с помощью табулатур возник гораздо раньше, чем появились первые ноты. Лютня конструктивно имела достаточно большое количество струн (по сравнению с гитарой), и, следовательно, табулатурная запись по отношению к лютне, существенно облегчала поиск нот на грифе, или, если выразиться точнее, тех мест, где струны прижимались к грифу.
При нотной записи, найти правильную аппликатуру на гитаре не так просто. Иногда это требует временных затрат. От физического удобства во время игры зависит в конечном счете и качество конечного продукта – исполнения. Также стабильность той или иной используемой аппликатуры будет влиять на скорость продвижения и эволюции Вас как профессионального музыканта. Соответственно, гораздо продуктивнее станут и Ваши уроки игры на гитаре. Помимо этого, от того, насколько проставленная аппликатура будет сложна или наоборот легка в исполнении, – напрямую будет зависеть и скорость, с которой музыкальный текст будет восприниматься и запоминаться. И, наконец, стабильность и удобство исполнения напрямую оказывают влияние на количество удовольствия, получаемого во время музицирования.
Ноты. Практика записи музыкального текста с помощью нот появилась позже табулатурной, что было связано с эволюцией музыкальных форм, жанров, усложнением музыкальных выразительных средств: фактуры, ладогармонического мышления. Являясь по существу более емким, данный вид записи дал возможность отобразить в музыкальном тексте большее число нюансов, одновременно точно прописав аппликатурные последовательности для левой и правой руки.
Также, достаточно просто взглянуть в нотный текст, чтобы понять, вниз или вверх движется мелодия, сколько голосов звучит в том или ином музыкальном фрагменте. Сразу видны и ритмические модели. Попробовав тот же самый музыкальный отрывок записать с помощью табулатур, Вы получите результат намного более громоздкий и неудобочитаемый.
Интересно, что множество музыкальный композиций, изначально сочиненных для лютни, было в своем первоначальном виде записано табулатурным способом записи. Связано это, видимо, с тем, что старинная музыка по основе своей всегда была импровизационна. Табулатуры часто лишь задавали общие контуры композиции, тем самым давая простор воображению исполнителя. Фактура, форма, смена тональностей – все это рождалось в процессе импровизации.
Особенности слухо-двигательного восприятия на гитаре.
Гитара, являясь по сути струнно-щипковым инструментом, имеет особенности, отличающие и выделяющие ее из класса ей подобных (например, скрипки, где звуковысотность нестабильна, так как нет ладовых порожков, или фортепиано, где соотношение нот на клавиатуре всегда остается неизменным). Большая вариативность положения нот на грифе относительно друг друга способствует развитию мышления аппликатурного, а не звуковысотного, как на фортепиано.
Во время игры на гитаре чаще всего используется слухо-двигательное мышление.
Это происходит из-за того, что один и тот же музыкальный фрагмент, будь то мелодическая или гармоническая последовательность, может быть исполнен в нескольких аппликатурных вариантах. Ведь одна и та же нота может быть извлечена не в одном, а в 3-х или даже 4-х местах на грифе!
Данный фактор сильно влияет на практическое использование слуха применительно к игре на гитаре. Многие гитаристы в процессе музицирования, во время своих уроков или выступая на сцене, зачастую мыслят не нотами, а табулатурными последовательностями, поскольку аппликатуры легче всего создают "привязку" к внутреннему слышанию гитариста.
Несколько слов вместо заключения.
Табулатуры с точки зрения восприятия проще, т.к. чтение табулатур задействует двигательный тип восприятия музыки, тогда как нотная запись может более развернуто и подробно представить музыкальное полотно, и базой здесь служит звуковысотный тип музыкального восприятия.
Не следует забывать еще об одном: одноголосные фактуры трудны с точки зрения проставления удобных аппликатур. Разумно выстраивать свои уроки игры на гитаре так, чтобы одноголосные импровизационные заготовки изначально осваивались "с табулатур", а уже затем – детально анализировались по нотам. Таким образом удобно разбирать роковые или, к примеру, джазовые композиции.
В реальности полезно совмещать обе системы в процессе игры, уроков, или свободного музицирования. Звуковысотное мышление в сочетании с табулатурными "заготовками" является намного более эффективным и полезным способом, применительно к мышлению гитариста. Ваш уровень исполнения на гитаре, Ваши уроки игры на гитаре, и в конечном счете качество и легкость Ваших импровизаций будут на тем более высоком уровне, чем эффективнее Вы сможете совмещать различные системы мышления.
3.02.2010
Автор: Михайлов Михаил Георгиевич
www.guitarlessons.ru