ДЖАЗОВАЯ ГИТАРНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ

МЕЛОДИКА В ДЖАЗОВОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ НА ГИТАРЕ

При изучении принципов построения джазовой  мелодии, обычно используется 2 подхода. 1-й – это выучивание  до состояния автоматизма гамм и арпеджио. 2-й – заучивание определённых "шаблонных" мелодических фраз.
Как правило, на практике вышеупомянутые подходы используются одновременно. По сути это одновременное изучение целого и элементов, из которых оно состоит. Также, при освоении принципов построения мелодики в джазовой импровизации, параллельно происходит изучение и стандартных технико-мелодических приемов в джазе. Это: "pull on", "pull off", лады, бенды, различные варианты мелизматики и опевания, а также такие приемы, как вибрато и слайды.
Немаловажным фактором в процессе выстраивания занятий является физическое удобство. Чем комфортнее физически будет исполняться тот или иной музыкальный фрагмент, тем быстрее возникнет "привязка" джазовой импровизации к внутреннему слуху.
Кроме того, крайне полезно будет "пропевать" мелодические фразы, которые Вы используете в своих импровизациях – это послужит хорошей базой для Вашего дальнейшего развития как джазового гитариста и сформирует устойчивую связь между ушами и руками, т.е. между тем, что слышится внутренним слухом и тем, что реально воспроизводится на гитаре. Музыкальные фразы, составляющие Ваш "джазовый словарь", необходимо разбивать на мелкие элементы и доводить каждый элемент до состояния полного понимания.
Каждый отдельно взятый джазовый музыкант, будь то пианист или гитарист, имеет свои приоритеты и музыкальные пристрастия в джазовой импровизации. Есть категория гитаристов, которым удобнее ориентироваться позиционно. Есть и те, кто опирается на слухо-двигательные конструкции.
В практике джазовой импровизации мне комфортно использовать и ту, и другую систему мелодического мышления. На их общей основе очень удобно "мыслить ступенями". Так, к примеру, отлично слышатся основные ступени в аккорде Аm7. Это – и нота "ре" на 4-й ступени, и "си", расположенная на 9-ой. Соответственно, моя импровизация будет опираться на "обыгрывание" этих двух нот и ритмически, и мелизматически. Разумеется, это только опорные ноты, вокруг которых будет плестись "кружево" ладов и всевозможных "фишек".
Выстраивая свое мелодическое мышление подобным образом, Вы будете находиться как бы вне позиционности, поскольку схема движения левой руки будет схожей везде, в каком бы месте грифа вы ни обыгрывали эти ноты. Сочетая подобную систему мелодического мышления с "внутренним слухом", Вы приблизитесь еще на один шаг к тому, что называется искусством джазовой импровизации на гитаре.
И никогда не забывайте об одном: чтобы научиться играть на гитаре джаз, Вы должны играть так, чтобы музыка, исполняемая Вами, находила живой эмоциональный отклик у слушателя. Ведь именно он является конечной точкой приложения всех Ваших усилий – и он же будет оценивать Ваше искусство!
-2-
-3-
 

29.04.2010

Автор: Михайлов Михаил Георгиевич
www.guitarlessons.ru