КАК НАУЧИТЬСЯ ИГРАТЬ НА ГИТАРЕ ТО,

ЧТО ХОЧЕШЬ "ПО СЛУХУ"?

В принципе, невозможных вещей не существует. Вопрос в другом: каковы поставленные задачи? Слух, как и любой навык, подлежит тренировке и развитию.
Проведем небольшую аналогию между обучением игре на гитаре и изучением иностранных языков. Можно ли услышать и понять то, что говорится на другом языке, не зная слов, ни разу не слыша их в контексте? Ответ очевиден – скорее всего невозможно. Не с чем сравнивать, поэтому нельзя догадаться. Другими словами: если нет точки отсчета в виде определенного знания, – развитый слух воспринимается как талант, который одному дан, другому нет.
От рождения человек обладает широким спектром неразвитых способностей. Их возможно трансформировать в практические знания. Чтобы научиться слышать структуру простых песен, исполняемых на гитаре, особого мастерства не требуется. Что освоено на инструменте – то, при некоторой тренировке, может быть сыграно "по слуху".
Музыка в своей основе математична. Есть определенные каноны красоты, открытые давно. С развитием науки и техники музыка также претерпевала серьезные метаморфозы. Гармония (способ построения аккордов и их взаимодействия) усложнялась, изобретались новые музыкальные формы и новые музыкальные инструменты, менялись приемы исполнительства.
Также менялась и конструкция гитары как акустического инструмента. Техника игры на гитаре развивалась в нескольких потоках одновременно (различные школы исполнительства). Одна и та же физиологическая основа (в данном случае – строение рук) логично работала, опираясь на различные законы биомеханики.
guitar
Применительно к гитаре – изменялись углы соприкосновения пальца со струной (звукоизвлечение), изменялась посадка, постановка рук, мышление, репертуар. С развитием химии струны с жильных поменялись на нейлоновые. Музыкальное полотно усложнилось многократно, возникло множество совершенно новых гармонических и мелодических систем изложения музыкальной мысли.
Но вернемся к предмету. Если музыка логична, значит она подлежит изучению, и любой навык, имеющий отношение к данной области, –  развиваем. Главное: определиться с системой координат и задать правильное направление движения между заданными точками.
Слух развивается, тренируется прямо пропорционально приложенным усилиям. Развитие идёт параллельно росту уровня исполнительского мастерства. Также существуют методики, развивающие навык восприятия музыки на слух. Как и в любой деятельности, здесь существует множество градаций. Один человек лучше воспринимает ритм, другой – гармонию. Третий лучше ориентируется в мелодике, четвертый – глубже воспринимает бас. Подобное различие в слуховом восприятии можно ясно увидеть на примере джазовых музыкантов, если прислушаться к тому, как они выстраивают свои импровизационные линии.
У одаренных в музыкальном плане людей эти составляющие (слух, ритм, гармония, линия баса) сливаются в одну целостную систему организации музыкальных звуков. До сих пор живы мифы о том, как Моцарт мог записать нотами целые музыкальные полотна с одного прослушивания. Такие же "фокусы" проделывал Глазунов. Здесь уже просматривается синтез слуха и памяти. Скрябин воспринимал музыкальное полотно цветами. Каждый звук имел свой тон и яркость – такое явление в музыке называется "синестезия"
Возможно ли научиться играть "по слуху" любимые музыкальные композиции на гитаре? – Да, возможно.
Сколько времени потребуется, чтобы этому научиться? – Ровно столько же, сколько потребуется, чтобы овладеть искусством игры на гитаре в зависимости от поставленной задачи.

28.12.2009

Автор: Михайлов Михаил Георгиевич
www.guitarlessons.ru