РАЗВИТИЕ СЛУХА ДЛЯ ИМПРОВИЗАЦИИ НА ГИТАРЕ И НЕ ТОЛЬКО…

Давным-давно, когда арбузы на деревьях были еще совсем зеленые… еще не возникали вопросы… ???????? Зачем? Как? Я "затирал" кассеты, выслушивая красивые гитарные проигрыши и в меру своих способностей воспроизводил то, что хотел. Надо сказать, не всегда это удавалось, но – навык рос. Тяжелое это дело: тыкать в гриф пальцами… не понимая как построена музыка, не видя логики и структуры. Но желание возникло – значит выбирать не приходилось.

С практикой, играть на гитаре по слуху получалось все лучше и лучше, и даже иногда совсем неплохо… НО! Оставались белые пятна. Как ни бился я, как ни старался – не получалось прийти к результату, который хоть немного бы приблизился к идеалу.

 

Ниже представлена одна из "снятых" мной джазовых импровизаций. В качестве примера была взята композиция Bay City Blues в исполнении Джо Пасса.

Но вода камень точит, а известное место обрастает трудовым мозолем… Начались годы лишений и "разгрызания" камней науки. Техника, выучивание различных произведений (как вспомнишь – вздрогнешь, до чего мерзкая фамилия КАРЛАТАУНД, а уж какая музыка…) Ну да Бог с ним, художнику выбирать не приходится. Ведь другие не учатся в средних и высших музыкальных учебных заведения, разве только совсем сумасшедшие…
Тем не менее, техника росла, репертуар рос, и слух рос также – хотя не так быстро как многим бы хотелось (в том числе беременной преподавательнице по сольфеджио).
Но, отвлеклись. Долго ли, коротко ли – жизнь вернула к снятию музыки "на слух". И – о, чудо! Слух улучшился, с развитием техники и слуховая реакция выросла. Так хотелось думать… Не будем об этом, все ошибаются, или нет? Так вот, появились в кругу знакомых те, кого в простонародье принято называть гениями… Уточним: это были пианисты и композиторы. Вот она грубая реальность, вот мера собственной ничтожности. А ведь так было приятно думать, что Я тоже ЧЕЛОВЕК!

Следующий абзац пропущен… в связи… ну понимаете… да я и сам уже не помню…

 

Когда реальность вернулась, и горы стали опять горами, а леса стали лесами, стало очевидно, что развитие слуха на гитаре – это необходимость №1. Вернулся карандаш в руку, наушники в уши и, конечно, мозоль на то самое место… К этому прибавился анализ снятого, – и начало получаться совсем хорошо, но чего-то не хватало. Что-то внутри говорило – нет, это не то. Вот тогда и началось сольфеджио

Нет, не подумайте, снимать гитарные импровизации на слух уже и так получалось без проблем, практически любой сложности. Но с этого момента начались занятия музыкой как таковой. Как в анекдоте: "Дорогая, то, что мы принимали за ОРГАЗМ все эти годы – оказалось лишь приступом бронхиальной астмы"… Но опять отвлеклись.
Итог: Снимайте то, что нравится и обязательно анализируйте. Пропевайте фразы, которые играете, но никогда не прикасайтесь к сольфеджио! – это ведет к полному разрушению гитарной действительности в голове, а вас начинает не по-детски "колбасить" на просторах бесконечно великого высокого искусства. А от экстаза, говорят, иногда умирают или сходят с ума…

22.01.2016

Автор: Михайлов Михаил Георгиевич
www.guitarlessons.ru