ТРИ "БЛАТНЫХ" АККОРДА ИЛИ АККОМПАНЕМЕНТ НА ГИТАРЕ?

Часто под выражением "гитарный аккомпанемент" подразумевается нечто очень простое. Глупая шутка, ставшая притчей во языцех – "а мурку могёшь?", – настолько избита, что напоминает один из сальных анекдотов про промывание желудка и извлечение аккорда ля-минор… когда обычного резерва организма не хватает.
Что такое на самом деле аккомпанемент на гитаре? Три-четыре аккорда, которые получили в простонародье названия: Am (первый "блатной" аккорд), Dm (второй "блатной" аккорд), E7 (третий "блатной" аккорд) и конечно же C (он же "лесенка")? – Сейчас такой подход уже не актуален.
Годы идут, эпохи сменяются, исполнительство развивается. Большую роль в данном контексте играет исполняемый репертуар. Если 20-30 лет назад популярные мелодии легко укладывались в примитивные четырех- или пятиаккордовые схемы, сейчас палитра музыкальных средств значительно расширилась.
Проявилось влияние джазовой и популярной зарубежной музыки. А вместе с этим усложнение гармонических средств, т.е. – аккомпанемента. Так что же такое этот самый аккомпанемент с точки зрения гитарного исполнительства?
Рассмотрим музыку с архитектурной точки зрения. Вся палитра делится на: бас, мелодию, гармоническое заполнение, контрапункт (вторая мелодия) и ритм, которые в свою очередь дробятся на более мелкие элементы. Если убрать из этой архитектуры мелодию – мы получим тот самый аккомпанемент для мелодии, которая будет исполнятся другим инструментом. Другими словами, музыкальная ткань аккомпанемента может быть достаточно сложна и изыскана.
Профессиональный аккомпанемент на гитаре включает в себя владение различными ритмическими рисунками, умение одновременно сочетать басовую линию с аккордами. Часто используемый приём – вплетение в музыкальную ткань самостоятельных мелодических подголосков. Романсы Малинина и Рахманинова немного отличаются по фактуре... Хотя, если убрать партию вокала, и то и другое будет аккомпанементом.
homer_simpson  

В процессе обучения игре на гитаре, аккомпанемент рассматривается как начальная ступень развития. Постепенно добавляются новые аккордовые связки, вводится понятие тональности и организации гармонических средств внутри тональности. Сложные термины скрывают за собой очень логичную и легко применимую на практике систему.

 

Если исполнитель разбирается в теории, не обязательно до уровня высшей математики, – его игра становится более яркой, более непредсказуемой, а следовательно, интересной.

 

Но вернемся к "блатным аккордам" – и здесь ничего не стоит на месте. Давно запущен процесс синтеза. В шансоне начинают использовать средства народной и рок-музыки, в популярной музыке широко пользуются принципами классической гармонии и джаза и т.д.

Главное, что продолжает отделять хорошую музыку от плохой – это наличие вкуса и навыков у того, кто эту музыку создает.
Важно в процессе изучения аккомпанемента на гитаре добиться физического удобства при исполнении тех или иных аккордов и их сочетаний. А это напрямую зависит от технической стороны исполнительства и также подчиняется простым физическим законам (строение мышц, углы соприкосновения пальцев и струн, рациональные результативные движения, концентрация на нужных вещах).
Практический совет.
Итак вернемся к "мурке". Конечно, исполнить её возможно, но, как стало традиционным в банкетно-ресторанном музыкальном бизнесе, – не бесплатно
Если Вас настойчиво просят исполнить то, что Вы исполнять совсем не хотите, хотя это не составляет большого труда, – вопрос решается простым народным способом. Обычно сам факт небольшого денежного пожертвования на развитие таланта сводит желание услышать горячо любимую "мурку" на нет.

02.09.2010

Автор: Михайлов Михаил Георгиевич
www.guitarlessons.ru