УРОКИ МУЗЫКИ (И НЕ ТОЛЬКО) НА ГИТАРЕ
Каждый,
обучающийся игре на гитаре, рано или поздно начинает задумываться о таких вещах, как техника, фразировка, теория и т.д. Есть желание и силы продолжать свое
обучение игре на гитаре, но не всегда точно определена точка приложения усилий. Не хватает средств, нет концепции развития потенциала.
Попробуем разобраться в ситуации и немного заострить внимание на некоторых аспектах, которые зачастую выпадают из поля зрения адепта. Ясно помню случай из детства, когда сосед в лифте, узнав, что я начал заниматься гитарой, пренебрежительно кинул слоган: "Ты же себе все руки изуродуешь!" Дядя Ваня оказался неправ. Руки с годами становились все глаже, пальцы – все более "ренессансных" форм, а душа – все выше в мире творческих фантазий.
Итак, Урок первый: есть греза – ищите способ и средства для её реализации, воспринимайте информацию по поводу Ваших гитарных занятий со стороны адекватно. Будьте готовы к негативным реакциям окружающих, иногда даже самых близких – время все расставит по местам.
Урок 2. Как-то, будучи преподавателем одного учебного заведения профессионального профиля, я веду урок, беседую с учеником о музыке применительно к гитаре, о подходе, о расслабленности и необходимости смелой инициативы, о невозможности понять суть гитарной музыки без внутреннего самораскрытия. О том, что по большому счету нет учеников и обучаемых – есть путь искусства, а все идущие находятся в разных точках этого пути.
И тут из-за стены раздается истошный крик декана-баяниста: "ТЫ Чё ТУПОЙ? Я ЖЕ ГОВОРЮ: РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ!" ... Именно об этом я и говорил.
Итак, никогда не стоит забывать, что главное в музыке – это расслабленность. Не сопротивляйтесь новой информации, не отбрасывайте ничего, изначально не вникнув в суть вопроса. Ищите комфортные варианты решения поставленных задач.
Урок 3. Однажды на одном из экзаменов по специальности, где мне пришлось присутствовать, разыгралась драма в нескольких действиях.
Акт первый (выступление студентов). Играет на баяне Женя, студент 2-го курса. Директор (по совместительству еще и завкафедрой и преподаватель – про жадность как-нибудь в другой раз) активно размахивает головой в такт, пытаясь привести в баланс окружающую атмосферу с внутренними амбициями. Оговорюсь: экзамен проходит в среднем музыкальном звене, т.е. музучилище. Играет Лена на домре – ситуация повторяется в несколько более мягком виде, все же девушка… Гитаристы, как и положено, играют со всеми народниками.
Моя роль в пьесе – сижу, скучая, смотрю в окно. Весна берет свое, природа расцветает, через открытую форточку – лето, и пьяняще проникает аромат проснувшегося мая. Необычно смягченное настроение и небольшой какофонический диссонанс отдаленно проходящего парада музыкального экзамена.
Акт второй (обсуждение). Все с суровыми лицами важно говорят о динамике, ритме и
мелодике. О старании и посещении… О политической ситуации и проведенных праздниках…
"о том, об этом… а не о том, о чем шла речь на сходняке авторитетов" (М.Танич).
Продолжаю наслаждаться весенней природой… И вдруг, как гром среди бела дня:
"А Вы что молчите – Вы какую оценку поставите Лене? Или Вы не с коллективом?" У музыки есть одно свойство: если человек играет хорошо, многое хочется исправить и улучшить; если играет из рук вон плохо, и сказать как бы нечего – и так все плохо…
|
|
Немного подумав, говорю, "Всем двойки, что здесь обсуждать. Всё лажа, кроме Жени. Ему – высший бал." Коллектив притих, смотрят на директора… Повисшее молчание, еще немного тишины и резюме: "С Вами все понятно". И пьеса идет своим чередом.
Итак, о чем это я? Да, да: никогда не выносите суждений – это убивает в Вас потенциал музыканта и гитариста. Смело обсуждайте, анализируйте, узнавайте, но не загоняйте себя в прокрустово ложе ложных концепций – будьте открыты для новой информации.
Урок 4. Однажды, я тогда – еще студент музучилища (как давно это было…), время 00:00, мы с моим другом закрываем класс (занимались фанатично, с утра до ночи) и спускаемся по лестнице на первый этаж к выходу. Уже одеты, зима на дворе… |
И вдруг, в холле видим директора, тоже немного засиделся: "Почему в шапках? А ну сняли, Вы находитесь в храме искусств!" Сразу вспомнилось до боли знакомое: "Прикинь бабка, мы на корабле" (анекдот).
Итак, если посетила Вас
гитарная Муза, и Ваши
уроки музыки на гитаре вышли на новый уровень, не думайте, что Все вокруг это сразу заметят. Вынашивайте творческие планы, будьте терпеливы, открыты, развивайте творческое мышление. Но не попадайте в порочный круг постоянных обсуждений и ничегонеделания.
Заключение.
А теперь по делу:) Очень хороший приём для развития тактильных ощущений в руках
при игре на гитаре – это игра с завязанными глазами. Если непрерывно помузицировать таким образом хотя бы 30 минут, организм перестраивается на внутреннее "видение", возникает ощущение, что вы видите не глазами, а пальцами. Подобные уроки также обостряют и стимулируют Ваш
слух.
В принципе, эта практика необходима на любом этапе обучения игре на гитаре (впрочем, как и на других музыкальных инструментрах). Удачных Вам творческих гитарных побед!
13.05.2010
Автор: Михайлов Михаил Георгиевич
www.guitarlessons.ru