ЛЕВША ЛИ Я, ПРАВША ЛИ Я...?

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОБУЧЕНИЯ НА ГИТАРЕ ЛЕВШЕЙ

В мире современного гитаризма существует множество исполнителей, держащих гитару традиционно. В то же время часто встречаются и гитаристы-левши. Возникает вопрос: а как же все-таки "правильнее" держать гитару?
Гитаристы-левши решали этот вопрос по-разному. Например, Джими Хендрикс, будучи левшой, находил довольно простой выход из положения. Он переворачивал гитару "наоборот", переставляя струны в обратном направлении. А именно – на месте толстой струны оказывалась тонкая, и т.д. Т.е. струны ставились на гитару как бы "в зеркальном отражении" относительно обычного своего положения. Такой же метод применялся Полом Маккартни – одним из участников легендарной группы "Beatles".
За историю развития и становления гитары известны и более современные решения. Некоторые басисты-левши часто переворачивают гитару, не изменяя при этом положения струн. Начинающим свой гитарный путь адептам свойственно задаваться вопросом: "А как правильно все-таки держать гитару: как правша или как левша?"
beatles
В мире шоу-бизнеса положение гитары – это часто не только удобство игры во время исполнения, но и своеобразная "фенечка", отличительная деталь того или иного гитариста. К примеру, в группе "Beatles" был реализован интересный визуальный ход – две гитары "отражают" друг друга, – что создает своеобразный зрительный эффект на сцене и усиливает общее психологическое воздействие на слушателя.
Из истории возникновения гитары.
Говоря о строении традиционной шестиструнной гитары с резонаторной коробкой, в первую очередь следует обратить внимание на конструктивные особенности данного инструмента (отметим, что речь идет о мастеровых инструментах высокого класса).
Классическая шестиструнная гитара имеет свой отличительный тембр и яркую динамику. Какими средствами мастер добивается этого? Обычно дерево, подготавливаемое для гитары, обрабатывается таким образом, что поверхность дек получается не везде идеально ровная. На глаз это бывает сложно заметить, однако где-то дека будет чуть толще, а где-то наоборот – тоньше.
Возникает так называемая "игра толщин" внутри инструмента, за счет чего гитара начинает определенным образом звучать. Это знание использовалось старинными мастерами, используется оно гитарными мастерами и по сей день.
Суть в том, что нижняя часть деки, находящаяся под первой струной, и верхняя часть, расположенная под толстой 6-й струной, – настроены по разному! Получается, что из-за разного натяжения струн мастеру приходится по разному выверять толщины дек, чтобы добиться идеального резонанса конструкции в целом.
Поэтому, если исполнитель просто "перетянет" струны на гитаре, акустические параметры данного инструмента значительно ухудшатся, особенно если это высококлассный мастеровой инструмент. Обычно, если гитара делается на заказ для левши, мастер сам вносит конструктивные изменения в инструмент.
Что касается стандартной электрогитары с отсутствующей резонаторной конструкцией как таковой, то при простом переворачивании гитары изменяется только положение переключателей и ручек, что скорее неудобно, но не критично.
Попробуем поменять местами?
Часто начинающими гитаристами недооценивается один немаловажный аспект. А именно: переставив струны на гитаре однажды, они становятся зависимыми от данного положения струн на инструменте на протяжении всей своей музыкальной карьеры. В магазине музыкальных инструментов или просто в гостях они уже не смогут играть на традиционно настроенной гитаре.
Действительно: сложно представить себе пианиста, играющего на рояле с перетянутыми "наоборот" струнами или, к примеру, арфистку, играющую на перестроенной "слева направо" арфе!
Как человек, занимающийся обучением игре на гитаре многие годы, могу утверждать: неважно, левша человек или правша. В процессе обучения, при правильном подходе, возможно сформировать любой навык. Опыт показывает следующее: как исполнитель начнет играть на гитаре, так он и продолжит. Как левши, так и правши добиваются высоких исполнительских результатов при обычном положении гитары.
Успех приходит не за счет какого-то особого способа игры на гитаре или специального расположения инструмента, а за счет горячей любви к тому, чем занимаешься, и конечно – за счет неустанного трудолюбия и правильного подхода!

8.01.2011

Автор: Михайлов Михаил Георгиевич
www.guitarlessons.ru