КАКИЕ ЗАНЯТИЯ НА ГИТАРЕ БОЛЕЕ РЕЗУЛЬТАТИВНЫЕ:

ПО НОТАМ ИЛИ "ИЗ РУК В РУКИ"?

Словосочетание "нотная грамота" – всегда вызывало священный трепет у человека, никогда не сталкивавшегося с музыкой в контексте ремесла. Недаром Гвидо Аретинский придумал этот способ записи еще в 11 веке – чтобы наводить священный страх, гад! На вокалистов в-основном, так как они первые попали под раздачу…
Фактически это была важная ступень в формировании музыкального языка как такового. Ведь мастера (о ужас!) – пишут ноты без инструмента и также читают их глазами, как книги, а в голове звучит идеальный вариант партитуры. Надо сказать, что таких людей в мире немного, даже очень немного. Ну и как это знание поможет в уроках игры на гитаре?

Попробуем разобраться в вопросе без эмоций, хотя… У каждого из нас от рождения есть привычные способы восприятия реальности. Кто-то хорошо запоминает глазами, кто-то ушами, кто-то на ощупь или даже на вкус. Когда человек соприкасается с новым, еще не известным и даже невозможным по сути явлением,– весь прежний опыт собирается в состояние максимальной готовности. Например, если человек всю жизнь выстраивал бизнес системы,  от музыки он ждет четкой стратегии. Что происходит за кадром этого желания, знает только сам человек, и то – только по праздникам...

Итак, силы мобилизованы, а результата нет и нет, возникает разочарование, депрессия, хочется яду, да "яду мне яду"… А по сути ничего такого не произошло, просто усилия приложены были не такие и не туда. А куда надо? Надо – плохое слово, никуда не надо… Но! – регулярность важна с правильно приложенными усилиями, иначе прогресс будет медленный и даваться все будет с огромным трудом. Можно надолго остаться на уровне примитива, который будет казаться чем-то запредельным. Но это все лирика,  движемся к эффективной прагматике, которая должна в итоге привести к бесплатному источнику бесконечного экстатичного творческого удовольствия.

notes 12 century

Ноты – это знание интеллектуальное. Игра на гитаре – многоуровневый навык: это и кинестетика,  и психология, и интеллект. Много нюансов, и все они важны. Цель – свободно владеть инструментом. Все остальное является средствами.

Вот живой пример: обучаемый – не молод, занят, умен, начитан. Цель – научиться импровизировать. Доминанта в восприятии – глаза. Ноты в его реальности – новый интересный интеллектуальный предмет. Но ноты – это всего лишь способ записи, не более того. И всю энергию человек тратит на "понимание" нот. А кинестетики нет совсем. Нет элементарного владения психикой и телом в контексте музыки. С импровизацией тоже не очень. Итог: на гитару не остается времени, а ноты учить неинтересно. Зачем? – это очень сложно, да что тут скрывать – невозможно…
Выход – убрать временно ноты, заменить табами или вообще убрать визуалку и поставить технику из рук в руки. Глаза отвлечены, можно развивать кинестетику и уши. И когда процесс войдет в активную стадию и пойдут стабильные результаты, можно будет вернуться к нотам на новом витке понимания. И все, что казалось невозможным, становится приятным дополнением к главному.
Пример два: обучаемый средних лет, умен, психика взрывная, быстрая, точная. Владение телом 15 из 10 возможных. Доминанта в познании – перенятие навыка игры на гитаре "из рук в руки". Невидимый потолок цели – зачем? Вообще, что такое музыка и что значит "хорошо играть"? Ведь все получается "на раз" и так. Только помнится недолго… и нет эмоционального удовольствия в этом. То есть, это процесс поедания кулинарного шедевра без использования вкусовых рецепторов. Стратегия – основной акцент на развитие глубины, изучение нот, задействование интеллекта, психологии, привитие эстетического вкуса.
Принцип расставления акцентов на недостающих качествах прост и придуман не вчера и приносит хорошие результаты. Но никто не отменял дрын и ремень, электрошок и другие виды физической расправы над ленивыми учениками… и много удивительных примеров результативности таких варварских методов мы можем наблюдать на страницах мировой музыкальной истории. Говорят, те, кто выживают, становятся гениями!...   

29.11.2014

Автор: Михайлов Михаил Георгиевич
www.guitarlessons.ru