НУЖЕН ЛИ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСОКОГО УРОВНЯ
НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ?
Часто возникает вопрос: а нужно ли заниматься со специалистом высокого профессионального уровня на начальном этапе обучения? Ответ самому себе обычно звучит так: "Ну, пока я учусь технике, зачем мне такой уровень?" Так ли это на самом деле?
"Учусь технике" – звучит хорошо, только вот технике чего он или она собираются учиться с подобным подходом к процессу? И вообще, что такое техника? Как правило, для многих начинающих – это абстрактное понятие, обрамленное ореолом мистики.
Безусловно, мистика имеет место быть на высоких уровнях мастерства в любой области. Все же, на начальном этапе – это технология ремесла. И неважно, чему Вы собираетесь обучаться: игре на гитаре или изготовлением музыкальных инструментов. Сильное желание научиться, как правило, возникает на уровне ощущений. И только когда начинается процесс "разворачивания" этой темы, возникает понимание, что можно это сделать в разы "круче" и эффективнее, чем можно было представить в самом начале. Это даже близко не похоже ту концепцию, которая была изначально.
Парадокс в том, что в конечном итоге можно достигнуть ощущения, которое было в центре желания, но способом непривычным, сильно расширяющим границы обычного восприятия. Этот способ и есть – техника. Игра на музыкальном инструменте, в частности игра на гитаре – это не щипки за струны ногтями, и не прижатие "точек" на грифе. Это нечто другое. Если сравнить это с иностранным языком, возникает четкая аналогия. Музыка – это эмоциональный иностранный язык со всеми его атрибутами. Можно по-детски "мямлить" несвязанные вещи, представляя, что занимаешься музыкой, можно сидеть на игрушечной машинке на деткой площадке говоря: др, др, др… НО! это все не совсем то…
Это даже не то, чего по-настоящему хочешь. А вот понять, "Что это?" – можно только правильно занимаясь. Образно говоря: чтобы иметь возможность удовлетворить желание научиться водить машину, изначально надо иметь машину. Так, "машиной" в музыке и является техника. И эта техника служит первой ступенью, пройдя которую взгляд на привычные вещи меняется раз и навсегда.
Теперь вопрос: "Как можно этому научиться у того, кто даже не начал этим заниматься и сам не совсем понимает, чем он занимается и чему учит?" Как "в народе" говорят "просто играет на гитаре". Еще хуже, если такой подход применяется при обучении игре на гитаре ребенка, у которого восприятие открыто к любым влияниям, которые потом непременно проявят себя и в других областях. Хотя… сложно сказать, кто больше от этого в итоге пострадает: подросток или взрослый, у которого в разы меньше времени, чтобы тратить драгоценную жизнь на пустые, рутинные вещи, ведущие к очередному разочарованию.
Сделаем оговорку. Есть обстоятельства, когда не встаёт вопрос о каком-либо понимании в данной области. Например, надо занять время подростка, чтобы не шатался по подворотням. В этом случае эксперт в обучении игре на гитаре действительно не нужен. И дешево, и цель достигнута – смежная цель, прикрытая идеей развития. Но практика показывает, что "подворотня" все-таки чаще оказывается интереснее и развивает в разы эффективнее другие навыки…
И последнее, о чем нельзя не упомянуть. Гитарная техника – не самоцель. Это средство выражения главного. Без техники невозможно выразить невыразимое. Музыка в целом, и обучение игре на гитаре в частности, с техники только начинается, – и это даже не основной навык. Машина нужна не сама по себе, а как средство для чего-то. Но это тема отдельной статьи.
23.10.2015
Автор: Михайлов Михаил Георгиевич
www.guitarlessons.ru